Сиренко Александр Николаевич

учитель русского языка и литературы, ГБОУ Центр образования № 771, г. Москва

Проблема, над которой я работаю: «Совершенствование урока через освоение новых педагогических технологий и продуктивных методов обучения». Владею способами анализа учебно – методической работы по русскому языку и литературе.



Доминирующий принцип моей деятельности: принцип ориентации на саморазвитие, самовыражение, самореализацию личности.



Этим я руководствуюсь, выбирая разнообразные формы учебных занятий (традиционных и нетрадиционных): урок-беседа, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-смотр знаний, урок-инсценирование литературных эпизодов, урок-семинар, урок-концерт, урок-литературный портрет, урок-игра, урок-размышление, урок-соревнование и т.д.



Формы занятий выбираю исходя из специфики учебного материала, места урока в системе уроков, но главным критерием отбора является, насколько в данном уроке будет использована форма диалога (учитель-ученик, ученик-ученик и т.д.), при котором главным является не повторение учебного материала, а формирование и отстаивание собственных взглядов, в результате чего у ребенка развиваются аналитические, синтетические, оценочные и другие навыки.



Большое внимание обращаю на отбор содержания образования. При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям стараюсь так подобрать материал или расставить акценты в нем, чтобы его отличали бы занимательность, новизна, яркость.





В учебном процессе использую четырехурочный цикл. 1.Урок объяснения (разные методы актуализации базовых знаний) 2.Урок тренировочных упражнений. 3.Урок обобщения в форме взаимопроверки, работы в парах. 4.Самостоятельная работа (организуется с помощью дидактических материалов и разных форм контроля и самоконтроля).



Все эти педагогические технологии не принесут результата, если не будет в полной мере использоваться педагогика сотрудничества, личностно ориентированные, здоровьесберегающие технологии и не будет мотивации к учению.



Уже в 5 классе провожу тестовую работу. Это позволит подготовить учащихся к ГИА и снять эмоциональное напряжение при сдаче таких экзаменов. В 5 – 8 классах (в зависимости от уровня ЗУН определенного класса) использую сборники для подготовки к экзаменам или рабочие тетради на печатной основе, в которых достаточно тестового материала.  Использование тестовых технологий в практике позволяет мне существенно повысить уровень подготовки учащихся к ГИА. Задания в форме тестов имеют свои как положительные так и отрицательные стороны. Использование тестовой формы контроля не всегда даёт представление о качестве  и глубине знаний, о способностях ученика. Тесты должны использоваться умело в соответствии с возрастными особенностями учащихся в нужном месте и определённых временных рамках.  Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности.



В своей работе расширяю информационное поле учащихся следующим образом:



- использую в образовательном процессе альтернативные учебные пособия;



- привлекаю информацию из средств массовой коммуникации;



- организую работу с хрестоматиями, книгами по чтению, мемуарной литературой, дидактическим материалом;



- использую произведения искусства (изобразительное искусство, художественные кинофильмы);



- активно применяю на уроках и во внеурочное время технические средства обучения (прослушивание аудиозаписей, медиа – средства), ресурсы Internet;



- организую работу по сбору информации самих учащихся в форме социологического опроса, анкетирования и т.д.



Для придания познавательному интересу учащихся относительной устойчивости много работаю над развитием учебных и познавательных умений. Для этого использую различные методы организации познавательной деятельности: задания версионного типа, исправление текстов с речевыми ошибками, тестовая проверка знаний, задания по анализу и систематизации учебного материала в виде таблиц, разгадывание кроссвордов и др.



В работе использую игровые формы как отдельные элементы уроков, внеклассных мероприятий (древо мудрости, аукцион, литературный снежный ком, интеллектуальный турнир и др.), так и как самостоятельная образовательная форма («Умники и умницы», «Брейн – ринг», «Вместе к Лермонтову», «Звездный час» и др.)



Использую специальные приемы, задания, которые позволяют решать более успешно проблему творческого развития личности.



Виды творческих заданий: описательные мини-сочинения («Путешествие по Тарханам», «Экскурсия по литературным местам», «Как празднуют Масленицу»), сочинение-рассуждение («Какова цена Победы?»), творческие рисунки, плакаты («Подвиги Геракла», «Театральная афиша»), составление кроссвордов на заданную тему. 

Сведения о повышении квалификации

"Практическая методика преподавания русского языка" академ. часов: 72
Московский институт открытого образования, 2012 г.

Сведения о публикациях

"Формирование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы"
Материалы VIII (XXIV) Всероссийской научно-методической конференции "Совершенствование качества профессионального образования", 2011

Рейтинг@Mail.ru